Православные похороны
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Главная страница » Православные похороны
Ритуальные агенты нашей службы имеют многолетний опыт работы в ритуальной сфере. Все сотрудники, без исключений, регулярно проходят дополнительное обучение и внутреннюю аттестацию.
в экстренной ситуации
себя и близких от обмана
стоимость услуг города
Православный обряд погребения имеет глубокое духовное значение для верующих. Согласно церковному учению, пока душа человека пребывает либо в обителях Господних, либо несёт наказание за свои грехи в Геенне, его тело должно находиться в земле — в состоянии покоя и тишины. Само слово «покойник» отражает завершённость земного пути, освобождение от мирских забот и тревог.
Считается, что прах усопшего пребывает в ожидании Второго пришествия, когда произойдёт всеобщее воскресение: тело обретёт новую жизнь, молодость и вновь соединится с душой. Полноценное отпевание и соблюдение всех установленных Церковью ритуалов позволяют усопшему обрести мир и духовное спокойствие до этого великого момента.
Что делать, если умер близкий человек – порядок действий:

1. Позвоните в "Ритуальные услуги" и запросите вызов сотрудника. Обязательно запишите его ФИО и номер служебного удостоверения.

2. Приготовьте паспорт и медицинский полис покойного, а также паспорта всех, кто находится рядом с усопшим в этот момент.

3. По прибытии сотрудника службы проверьте его данные и совместно с ним вызовите полицию и скорую помощь.
Никто не имеет права посещать ваш дом без вашего предварительного разрешения или приглашения. Если к вашей двери подошел незнакомый человек, особенно в случае недавней утраты, будьте бдительны — это может быть так называемый «черный» агент. Его действия незаконны, и он не имеет права проникать в вашу квартиру или дом. Не открывайте дверь, не вступайте в разговор и немедленно свяжитесь с сотрудниками городской службы, которые официально занимаются подобными случаями.








Православные погребальные традиции
Православный похоронный обряд включает несколько обязательных этапов — от подготовки тела и молитв до захоронения и поминовений в определённые дни.
Омовение и облачение
Омовение усопшего символизирует очищение от земных грехов и подготовку к жизни в вечности. Одежда должна быть чистой, а лучше — новой и выглаженной. На ноги надевают простые полотняные или кожаные тапочки, чтобы не нарушать покой.
Укладка в гроб
Раньше тело укладывали в отдельном помещении. Голова усопшего направляется в сторону икон, а ноги — к выходу. Под голову кладут подушку, чтобы не запрокидывалась. Руки и ноги связывают бечевой, чтобы сохранить правильное положение. Верёвку убирают перед закрытием гроба.
Погребальные принадлежности
Тело покрывают саваном примерно до половины. В сложенные на груди руки кладут разрешительную молитву, на шею надевают крестик, который чаще всего использовался при крещении, а на лоб кладут бумажный венчик — его целуют при прощании. Рядом с саваном размещают небольшую икону с образом ангела-хранителя, Богородицы (для женщин) или Николая Угодника (для мужчин). Перед закрытием крышки икону забирают.
Молитвы за усопшего
Ранее над телом устраивали ночные бдения, сейчас же, из-за санитарных требований, умерших быстро отправляют в морг, а молитвы за них заказывают в церкви — панихиды и сорокоусты. В день похорон проводится отпевание, предпочтительно в церкви. На кладбище или крематории служба бывает сокращённой — с чтением заупокойной литии.
Прощание с усопшим
После службы все желающие подходят к гробу, чтобы проститься. В церкви обходят гроб против часовой стрелки. На кладбище или в крематории возможно поочерёдное прощание в зависимости от числа присутствующих. Затем гроб закрывают и вбивают гвоздики в головах и ногах.
Погребение
Опускание гроба происходит с помощью тросов или полотенец, которые иногда оставляют в могиле. Священник совершает последний обряд — посыпает крышку пшеницей, поливает елеем и бросает горсть земли. Пшеница символизирует надежду на воскресение, елей — освящение могилы, а земля — упокоение тела. После этого каждый присутствующий бросает по нескольку горстей земли в могилу. Затем копачи засыпают могилу, на изножье устанавливается крест.
Сроки погребения и поминовения
Традиционно усопших хоронят на третий день после смерти, когда душа поднимается на Небеса. Раннее похоронение причинит душе скорбь, позднее — усложнит прощание из-за изменения внешности покойного.
Поминания проходят на третий, девятый и сороковой дни. В эти дни принято посещать церковь и кладбище, убирать завядшие венки, а также проводить поминальные трапезы в кругу близких, начиная с молитвы и ложки кутьи. Алкоголь для поминок не рекомендуется, лучше ограничиться узваром или морсом.
Отношение Православной Церкви к кремации
Греческая Православная Церковь категорически не принимает кремацию.
Русская Православная Церковь долгое время не одобряла сожжение тела умершего. Однако 5 мая 2015 года на заседании Архиерейского Синода под руководством патриарха Кирилла было заявлено, что кремация остаётся нежелательным способом погребения для православных христиан. При этом допускается её применение в случаях, когда захоронение в гробу невозможно — из-за светских законов, необходимости перевозки на большие расстояния или других объективных причин.
Священнослужители подчёркивают, что после кремации прах обязательно должен быть погребён в землю.
Частые вопросы
Для православных христиан смерть — не конец, а переход к вечной жизни. Поэтому похороны воспринимаются не как окончательное прощание, а как провод в иной мир, который ждёт каждого после смерти. Главным на похоронах является молитва о душе усопшего.
В Символе веры — молитве, отражающей православное учение, звучат слова: «Чаю воскресения мертвых», что означает надежду и веру в воскресение после смерти.
Православие придаёт большое значение не только душе, но и телу человека, считая тело храмом души. Как писал апостол Павел: «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа…» (1 Кор. 6:19).
Тело христианина освящается причастием Тела и Крови Христовых. Вера учит, что после Всеобщего воскресения мертвых мертвое и истлевшее тело оживёт вновь: «Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление…» (1 Кор. 15:53). Поэтому важна правильная подготовка тела к погребению.
Если человек умер дома, по возможности тело омывают с чтением молитвы «Трисвятое»: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». После смерти читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с молитвами за усопших.
Если смерть произошла вне дома, тело обычно сразу отправляют в морг, а молитвы могут быть прочитаны дома. Затем тело доставляют в храм, где священник совершает чин отпевания, после чего гроб с усопшим предают земле.
Поминки после погребения — это не церковный обряд, а традиция близких собраться и вспомнить умершего с молитвой и уважением. Поминки должны проходить тихо и благоговейно.
Похоронный обряд обычно совершают на третий день после смерти (первым считается день смерти). В исключительных случаях — войнах, эпидемиях и других чрезвычайных обстоятельствах — похороны могут проходить раньше.
В современной практике из-за особенностей работы медицинских и государственных учреждений часто похороны проводят позже третьего дня, что не влияет на духовную судьбу усопшего. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни.
Для правильного проведения похорон православного христианина прежде всего необходимо договориться со священником об отпевании — заупокойном богослужении, во время которого Церковь провожает усопшего в вечную жизнь. Во время отпевания совершается молитва о прощении грехов и даровании вечного покоя в Царстве Небесном.
Отпевание обычно проводится в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание допускается только в исключительных случаях по благословению Церкви.
Перед отпеванием на тело обязательно надевают нательный крест, в руки кладут икону (с изображением Христа, Богородицы или святого покровителя) либо специальное погребальное Распятие. Покойного облачают в чистую, чаще светлую одежду — символ радости воскресения и встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным покрывалом с крестами, изображениями святых и молитвами (приобретается в церковной лавке или ритуальном магазине) либо просто белой простыней. Этот покров символизирует защиту и покровительство Бога. На лоб кладут бумажный венчик с изображениями Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи — символ надежды на венец вечной жизни. Каждый усопший для Церкви — воин, одержавший победу над страданиями и искушениями земной жизни.
Подготовку тела можно выполнить в храме после доставки из морга или поручить работникам морга.
Гроб с телом вносят в храм ногами вперёд, лицом к алтарю — то есть головой к западу, ногами к востоку. По церковным традициям, гроб несут близкие родственники и друзья, выражая тем самым уважение и заботу.
Вокруг гроба устанавливают четыре подсвечника со свечами — у головы, ног и по обеим сторонам, образуя крест.
Во время отпевания все присутствующие держат свечи, которые символизируют жизнь и победу над смертью, а также теплую молитву за усопшего. Эти свечи напоминают пасхальные свечи, которыми верующие радуются Воскресению Христову.
По завершении отпевания священник читает разрешительную молитву, молясь о прощении грехов умершего — и тех, в которых он раскаялся, и тех, о которых забыл. Исключение составляют лишь грехи, в которых человек сознательно не покаялся.
Затем все подходят к гробу, прощаются с усопшим, целуют венчик на лбу и икону на груди. После этого тело полностью закрывают покрывалом, накрывают крышкой гроба, который больше не открывается.
После отпевания гроб с телом выносят на кладбище и предают земле. Если священник сопровождает процесс, на кладбище совершается лития — поминальная служба, после которой священник крестообразно сыплет землю на гроб с молитвой: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священника нет, родные сами совершают этот обряд землёй, освящённой после отпевания.
После похорон по традиции близкие собираются на поминальную трапезу, где вспоминают добрые дела усопшего. Цель этих воспоминаний — не просто похвала, а напоминание о том, каким должен быть человек, чтобы мы могли брать пример с лучших качеств наших ближних.
После похорон недопустимо вести себя неподобающе, в том числе оскорбительно по отношению к памяти усопшего. Не стоит погружаться в уныние, каким бы парадоксальным это ни казалось. Важно сосредоточить свои мысли и душевные переживания на помощи почившему, чтобы облегчить его переход из временной жизни в вечную. Как можно помочь усопшему? Через молитвы и добрые дела, совершаемые в его память.
Самоубийц не отпевают в церкви и не проводят заупокойные службы по ним. Жизнь — это самый ценный дар от Бога, и самоубийство воспринимается как отказ от этого дара. По этой причине Православная Церковь не совершает отпевание и церковное поминовение таких усопших.
Раньше людей, покончивших с собой, хоронили за пределами ограды церковного кладбища, но в настоящее время таких строгих ограничений уже нет.
Тем не менее, никто не запрещает поминать усопшего в домашних молитвах.
Существует древняя традиция — чтение Псалтири по усопшим. Каждый день после смерти читается одна кафизма из Псалтири с добавлением специальной молитвы за умершего.
После похорон важно заниматься добрыми и богоугодными делами в память о почившем. Это лучший способ помочь душе усопшего и выразить свою любовь и уважение к нему.
Детям безусловно разрешается приходить на похороны. Нет причины бояться, что это негативно повлияет на них.
Дети воспринимают смерть естественно — как очередной этап жизни человека. Их не нужно специально ограждать от этого события. Важно спокойно и доступно объяснять им, что такое смерть, почему наступает этот момент, зачем нужно отпевание и почему собираются на похороны.
Ни до похорон, ни после них развлечения не считаются уместными. Хотя церковь не запрещает такие занятия, подумайте сами, насколько корректно в такие моменты смотреть сериалы или читать светские новости. Лучше посвятить время молитве за усопшего и добрым делам в его память.
Отзывы
Прием населения
Круглосуточная справочная служба:
+7(812)402-02-12
Санкт-Петербург, просп. Обуховской Обороны, 271